Что, если я ошибаюсь?

в разделе «Психология»
Что, если я ошибаюсь?

Какие ассоциации вызывает у вас этот вопрос? Что вы чувствуете, когда произносите его про себя? Страх, сомнение, неуверенность?

Для меня этот вопрос — освобождение.

Когда я ощущаю, что я застрял, когда чувствую, что я хожу по кругу и истязаю себя бесконечным и мучительным внутренним диалогом, я стараюсь найти то, в чём я уверен, и на чём стоит вся волнующая меня проблема. Я ищу то, в чём я полностью убеждён; то, что я не подвергаю сомнению — о, всё, что угодно, но только не это. И, когда нахожу, — я спрашиваю себя: «Что, если я ошибаюсь?»

Если я не лукавил с собой и взял именно то убеждение, которое мне больше всего не хотелось подвергать сомнению, то этот вопрос решает проблему.

Потому что я знаю, что я ошибаюсь.

От материализма до сверхъестественного

Пятнадцать лет назад, ещё подростком, я прочитал «Морского волка» Джека Лондона. Потрясённый этой книгой, я в полной мере воспринял философию Волка Ларсена, заключающуюся в грубом материализме. Я упивался своим презрением к духовности и считал, что главное в жизни — урвать как можно больше удовольствия, пока тебя не поглотило небытие.

Десять лет назад я считал, что главное в жизни — наслаждаться искусством, а также элитным алкоголем и хорошим табаком. Я читал постмодернистов, слушал прогрессив-рок и смотрел артхаузное кино. Как правило, я при этом сидел на кухне под вытяжкой и усиленно дегустировал коньяки и виски, пыхтя то трубкой, то сигарой. Я постепенно заплывал жиром и становился всё более скучным и занудным снобом, хотя, конечно, считал, что всё обстоит ровно наоборот.

Спустя четыре года я жил в Крыму (благо, тогда он ещё не был спорной территорией), ежедневно и помногу плавал, лазил по горам, делал большой комплекс физических упражнений, старался правильно питаться — в общем, вёл крайне здоровый образ жизни. Я похудел и подкачался, много медитировал и активно искал пути развития сознания.

Меньше трёх лет назад я пил айяуаску в перуанской деревне, затерянной в джунглях Амазонии, изучал изменённые состояния сознания и искал во всём метафизическую подоплёку. Я активно интересовался альтернативной историей, теориями заговора и прочими маргинальными исследованиями. Мой мозг был забит разной информацией, но большая её часть была бесполезным мусором. Я много знал, но очень мало делал.

Здесь и сейчас я пишу этот текст, смотрю в иллюминатор самолёта, пролетающего над Атлантическим океаном, и думаю о том, что истина подобна небу, а мнения — облакам. И понимаю, что я всю жизнь во всём ошибался. Ошибаюсь сейчас. И всегда буду во всём ошибаться.

И от этой мысли я чувствую огромное облегчение.

Потому что дело не в том, что мы ошибаемся. Дело в том, признаём ли мы, что ошибаемся. И меняем ли после этого наши убеждения.

Ошибки — это точки роста

Скажите, пожалуйста, как часто вы ошибаетесь, когда завязываете шнурки? Или когда делаете себе бутерброд? Практически никогда. О чём это говорит? О том, что вы уже умеете это делать. В детстве эти действия вызывали у вас серьёзные затруднения, и вы допускали в них постоянные ошибки. Но теперь вы научились, и ошибки исчезли.

Задумайтесь над этим ещё раз. Выполняя действие без ошибок, вы получаете результат, будь то бутерброд или завязанные шнурки, но не получаете нового опыта. Ошибки же — это показатель того, что вы чему-то учитесь. Что вы узнаёте что-то новое и развиваетесь.

Ошибки — это точки роста. Но при одном условии: если вы их признаёте.

Мышления это касается в той же степени, что и бытовых привычек, потому что мышление — это тоже привычка. Большинство ваших мыслей, эмоций и реакций основаны на ваших убеждениях и возникают автоматически — точно так, как на завязываемых шнурках появляется бантик. Что-то происходит — и вы смеётесь, злитесь или плачете. Не задумываясь о том, почему вы так реагируете. Между тем, любая реакция на чём-то основана — на вашем образе мышления и мировоззрении, которые и формируются убеждениями.

И сейчас мне со всей ясностью очевидно, что ни одно из моих мировоззрений не представляло из себя проблемы само по себе. Ну, считал я, что жизнь устроена вот так и так. Ну, ошибся. Никакой проблемы в этом нет — это просто была моя жизнь, мои мнения, мои решения. Что с того, что теперь я смотрю на вещи иначе и принимаю другие решения? Разве это как-то обесценивает тот опыт и те впечатления, которые я уже получил? Ничуть.

Проблемы возникали лишь тогда, когда я отказывался признать несостоятельность своего мировоззрения и своих убеждений, и их несоответствие реальной жизни.

Когда отказывался признать, что мой показной материализм не приносит мне никакой радости. Когда не хотел замечать, как я тупею и становлюсь развалиной от своего элитного бухла и табака. Когда вторую неделю лежал с воспалением почек, но не хотел пить антибиотики, потому что это против принципов здорового образа жизни и натуропатии, а позже, ударившись в другую крайность, бесконечно бегал по врачам, отказываясь взять на себя ответственность за своё здоровье и признать, что корни всех моих недомоганий у меня в голове. Когда считал, что нашёл идеальное место для жизни, и думать не хотел о том, чтобы оттуда уехать.

Жизни пришлось порядочно меня отлупить, чтобы заставить отказаться от этих убеждений. Но помогало это только на какое-то время, а потом случался новый кризис. И так продолжалось до тех пор, пока я не понял, что проблема не в конкретных убеждениях, а в моей привязанности к ним.

Привязанность к убеждениям

Мы все чрезвычайно привязаны к своим убеждениям.

Нам очень нравится считать их рациональными и обоснованными, но это не так. Не существует правильных или неправильных убеждений, существует убеждения, которые мы разделяем, и которые мы не разделяем. Первые всегда будут казаться разумными и обоснованными, а вторые — абсурдными. Наша привязанность к убеждениям не зависит от их рациональности, это их рациональность в наших глазах зависит от того, приняли мы их или нет.

Поэтому намного разумнее и эффективнее будет разделить убеждения не на правильные и неправильные, а на полезные и вредные. Но проблема заключается в том, что наша привязанность к убеждениям не зависит и от того, приносят они нам пользу или вред.

Даже если то или иное убеждение для нас деструктивно, мы продолжаем держаться за него руками, ногами и зубами. Мы готовы с пеной у рта доказывать свою правоту. Мы не хотим слышать о том, чтобы пересмотреть свою точку зрения, и игнорируем все факты, не соответствующие нашим взглядам. Да что там, мы не хотим даже задуматься о возможности того, что мы неправы.

Одна из основных причин такого поведения в том, что всем нам с детства старательно вбивали в голову идею о том, что ошибаться — это плохо. Родители, бабушки и дедушки, учителя — все они делали это. На этом убеждении основана вся современная система воспитания и образования. И это одно из самых деструктивных убеждений из всех существующих. Оно порождает чувство вины — самую деструктивную эмоцию. Оно заставляет держаться за все прочие деструктивные убеждения.

И такой подход буквально порабощает нас. Подавляет, лишает свободы выбора и отбивает желание что-либо делать. А ещё это очень неприятно. Любому, кто истязал себя бесконечными и бесплодными размышлениями, знакомо это чувство безысходности и хождения по кругу. Но выход есть.

Освобождение

Как я писал в самом начале, вопрос «Что, если я ошибаюсь?» может стать освобождением. Освобождением от ложной мудрости, которая не работает на практике. Освобождением от мировоззрения, которое не решает проблемы, а создаёт их. Освобождением от убеждений, в окостеневшем панцире которых томится ваше живое, любопытное и творческое сознание.

И я не хочу сказать, что нужно позволить себе право на ошибку. Я хочу сказать, что ошибки неизбежны. Вы совершаете их независимо от того, позволяете вы себе это или нет, боитесь вы этого или нет, и даже делаете вы что-то или нет.

Я не хочу сказать, что вы в чём-то, возможно, заблуждаетесь. Я хочу сказать, что вы во всём заблуждаетесь (я и все остальные люди — тоже). Что все ваши убеждения ошибочны (у меня и у других людей — тоже). В той или иной мере. Правильных убеждений не существует. Никто нихрена не знает, ни о себе, ни о мире, в котором мы живём. Люди строят какие-то очень приблизительные теории, которые подтверждаются (и то не всегда) парочкой фактов, и начинают думать, что они познали жизнь. А когда жизнь во всём своём великолепном разнообразии внезапно не вписывается в рамки этих теорий, начинаются проблемы.

Эффективность убеждений

Всё просто. Дело в том, что одни из убеждений, на данный момент и для вашего текущего состояния, эффективны, а другие — наоборот.

Я видел много ЗОЖников, испытывающих серьёзные проблемы со здоровьем; я наблюдал много «духовно развивающихся», неспособных ни построить отношения с другим человеком, ни заработать себе на жизнь; я сам много раз наступал на эти грабли. Несмотря на очевидное ухудшение своей жизни, такие люди всегда уверены в том, что они всё делают правильно.

Если вы придерживаетесь того или иного принципа здорового питания, и ваше здоровье действительно улучшается — это замечательно. Но если ваше самочувствие ухудшается с каждой неделей, а от чисток вы выглядите, как узник концлагеря — что-то здесь не так.

Если вы занимаетесь ментальными или духовными практиками, ценность которых не признаётся современной наукой, и отмечаете, что уровень вашей осознанности, а вслед за ней и качество вашей жизни, растут — это прекрасно. Но если вы становитесь параноиком и сектантом, теряете способность нормально функционировать в обществе, начинаете жить в фантазиях, а крах в материальной жизни объясняете своей развитостью и высокодуховностью — у вас большие проблемы.

Есть один и только один надёжный и достоверный показатель эффективности того или иного убеждения: ваша реальная жизнь в этом мире. Если у вас в жизни всё в порядке, значит, и с вашими убеждениями, на данный момент, всё в порядке. Если же нет — а особенно если проблемы у вас в той сфере, к которой вы относитесь с пренебрежением — то среди идей и мнений, которыми забита ваша голова, есть что-то, от чего нужно отказаться.

Или, как гласит древняя китайская пословица: «Выкинь свою мудрость Кху Ям, если она не решает твоих проблем».

Да, вот так просто. Если что-то не работает — хватит за это держаться. Если что-то не работает — это мусор. Неважно, сколько дней, месяцев или лет до этого оно работало. Неважно, сколько дней, месяцев или лет вы считали, что это истина. Неважно, сколько людей разделяет эту точку зрения.

Доказательства

Легко сказать, но сложно сделать? Знаю. И поэтому вот вам второй освобождающий вопрос: «А какие у меня есть доказательства того, что это так?»

Попробуйте обосновать себе то убеждение, от которого вы не можете отказаться. Сделайте это максимально непредвзято. Начните с нуля; представьте, что вам нужно объяснить свою точку зрения человеку, у которого отсутствуют какие-либо знания и убеждения по данному вопросу. Возьмите бумагу и карандаш, и запишите свои выкладки (серьёзно, сделайте это). Рассмотрите факты. И спросите себя: есть ли другое возможное объяснение этим фактам? Я вас уверяю — оно найдётся.

И тому есть неопровержимое доказательство. Оно заключается в том, что вам плохо. Вот такая простая и очевидная мысль: если вам плохо — значит, вы что-то делаете не так. А если вы не можете понять, что именно вы делаете не так — значит, вы просто не хотите об этом задумываться.

Вы гоните от себя мысль о том, что другое объяснение существует потому, что в глубине души вы знаете, что ваша текущая точка зрения ошибочна. Но вы не знаете, что с этим делать. Вы боитесь. Вы думаете, что, если вы признаете, что ошибаетесь, то всё рухнет, и вы останетесь среди обломков, не зная, как дальше жить.

Но вы ошибаетесь. И это хорошо

Потому что сейчас вы в тупике. А рухнет только стена, которой вы сами себя ограничили. Препятствие на вашем пути. И ваша ошибка — это инструмент, которым вы это препятствие можете уничтожить. Это ваше сокровище. И говорит она не о том, что вы дурак, бездарь и неудачник, а о том, что вы выросли, набрались опыта, стали умнее, рассудительнее и мужественнее.

Потому что для того, чтобы признавать свои ошибки, действительно нужно мужество. А для того, чтобы сидеть и думать, что ты во всём прав, не требуется ничего. Серьёзно. Для этого не требуется ни знаний, ни ума. Скорее, наоборот — чем человек глупее, тем больше он уверен в своей правоте.

Так сделайте это. Скажите себе: «Я ошибся/ошиблась. Какой я молодец!» И двигайтесь дальше. К новым прекрасным ошибкам.

Мне нравится

Есть, что сказать? Оставьте комментарий

Спасибо! Ваш комментарий сохранён. Для того, чтобы опубликовать его, пожалуйста, авторизуйтесь через одну из соцсетей: