Убеждения

в разделе «Психология»
Убеждения

Любую вещь можно довести до крайности и абсурда. В случае с высвобождением и принятием подавленных эмоций это может проявиться в виде позиции: «Я принимаю свои эмоции, какими бы они ни были, поэтому мне больше ничего делать не нужно», или, проще говоря: «Я идеален». Это такая же крайность, как и считать себя порочным и подавлять те чувства и эмоции, которые человек считает «неправильными» или «неприемлимыми», просто с другим знаком. И, конечно, это не то, о чём я писал в своём материале. Принять свои чувства и эмоции — это лишь первый (и необходимый) шаг к тому, чтобы двигаться дальше.

За эмоциями стоят убеждения

Ни одна эмоция не возникает на ровном месте; за каждой из них стоит какое-то убеждение. Это убеждение может быть бессознательным (и часто таковым оказывается); связь конкретной эмоции с конкретным убеждением может быть неочевидной и непрослеживаемой на сознательном уровне (обычно так и бывает). При этом эмоция придаёт ему силу, и, если это убеждение деструктивно и разрушительно, а вы будете эту эмоцию, будь это гнев, зависть, тревога, чувство вины или что-то ещё, просто принимать, но больше ничего не будете с этим делать, это убеждение всё равно будет вас разрушать.

Первое, что, как уже было сказано, нужно сделать — это принять эту эмоцию и понять, что то, что вы её испытываете, не делает вас плохим, порочным или неправильным (но и идеальным тоже не делает). Следующее действие — сделать шаг в сторону от самого себя и понаблюдать, какое убеждение заставляет вас эту эмоцию испытывать. Для этого хорошо подходят те или иные формы медитации, или, можно сказать наоборот — этот процесс и есть форма медитации. Конкретные техники могут быть разные, и тут каждому подходит что-то своё, но суть остаётся одной: это наблюдение за собой со стороны. Сделав это, вы обнаружите удивительную вещь: негативную эмоцию вызывает не реальная ситуация, а либо несоответствие этой ситуации какому-то вашему убеждению, либо несоответствие между двумя (или более) вашими убеждениями.

Именно об этом идёт речь, когда говорят, что негативные эмоции порождает не сама ситуация, а отношение к ситуации. Это верно, но при этом часто не объясняют, что же с этим делать, или советуют просто «поменять отношение» — но как? Если рассмотреть вопрос под таким углом, становится понятно, что поменять отношение означает отказаться от убеждения, которое порождает негативную эмоцию. И именно в этом заключается смысл существования негативных эмоций — это сигнал о том, что какое-то из наших убеждений нам мешает.

Что вам дороже — ваши убеждения или всё остальное?

В своей заметке о всемогуществе я писал о том, что всемогущее существо может ограничить своё всемогущество, но может также и избавиться от этого ограничения, если поменяет свою точку зрения. Точка зрения — это и есть убеждение. Иными словами, всемогущее существо ограничено в том случае, если у него есть убеждение, что оно ограничено. И для того, чтобы перестать быть ограниченным, всемогущему существу нужно отказаться от убеждения, что оно ограничено.

Во всех этих случаях в целом проблема заключается в том, что беречь наши убеждения для нас часто оказывается важнее, чем быть счастливым, здоровым, богатым и даже всемогущим. Непривычная формулировка, но понаблюдайте за собой и другими людьми под этим углом — думаю, вы убедитесь, что так оно и есть.

И если бы дело было только в том, что такие убеждения доставляют эмоциональный дискомфорт и лишают всемогущества (зачем нам какое-то абстрактное всемогущество, решить бы ряд проблем поменьше, не так ли?), то это было бы ещё ничего. Но, во-первых, эти убеждения и порождают «ряд проблем поменьше», во-вторых, они заставляют нас болеть и стареть; в-третьих, они лишают нас возможности развиваться. И, что самое смешное, часто они нам даже неприятны.

Какую выгоду несут для нас наши убеждения?

Почему же мы так дорожим этими убеждениями, и почему беречь и хранить их нам оказывается важнее всего — счастья, здоровья, а часто и самой жизни? Всё просто — каждое такое убеждение несёт для нас какую-то выгоду. Обычно это означает, что это убеждение очень нравится нашему эго и позволяет ему тешить своё самолюбие.

Я подробно рассмотрю пример, с которым часто сталкивался сам, как на своём опыте, так и наблюдая за другими людьми. Разумеется, я не утверждаю, что все случаи сводятся к этому — напротив, таких «выгод» может быть много, и рассмотреть все варианты в рамках статьи не представляется возможным, но конкретно этот распространён достаточно широко, чтобы понять сам принцип того, как это работает.

Так вот, часто такой выгодой является поддержание чувства собственной уникальности, которое, в свою очередь, порождает чувство превосходства. Нам настолько нравится считать себя уникальными, что мы готовы ради этого страдать — не зря же говорят, что все счастливые люди счастливы одинаково, каждый несчастный человек несчастлив по-своему; нам так нравится чувствовать своё превосходство над другими, что мы готовы поддерживать его в ущерб себе, — и часто только в собственных глазах, потому что со стороны тех, кто не разделяет наших убеждений, это зачастую выглядит нелепо и смешно. Но самое интересное здесь то, что такой подход, на самом деле, лишает нас настоящей уникальности, оставляя жалкий эго-суррогат.

Здесь важно понять вот что: вы уже уникальны в силу своей природы. Вам не нужно доказывать это ценой страдания и несчастья — поступая таким образом, вы как раз делаете так, как делают все; вам нужно просто осознать это. И именно осознание этого даст вам настоящее чувство своей уникальности, но это больше не будет эгоистичным чувством, оно приобретёт совершенно иное качество, освобождённое также и от желания превосходства.

Человек, осознающий свою истинную уникальность, не нуждается в том, чтобы доказывать себе и другим, что он уникален. Он просто знает это. Он не задумывается о том, выглядит ли он так, как все, или поступает ли он, так, как все — потому что он всегда выглядит и поступает сообразно себе, и это освобождает от желания и необходимости сравнивать себя с кем-либо ещё.

И это также освобождает от необходимости хранить убеждения, направленные на поддержание чувства уникальности.

Освобождение от убеждений

Очень сложно отказаться от убеждения, которое представляет для личности какую-то ценность; просто усилием воли — практически невозможно (если только способность делать что-то усилием воли не представляет собой ещё большую ценность). Однако стоит посмотреть на убеждение под другим углом — и внезапно вы осознаёте, что оно уже не имеет никакой ценности. И в этот момент вы понимаете, что оно просто мешает вам; вы легко и с радостью отбрасываете его, чтобы двигаться дальше.

Важно понять, что это именно освобождение, радостное и лёгкое, что это возможность движения вперёд, потому что зачастую нам кажется, что, отказавшись от того или иного убеждения, мы что-то потеряем, чего-то лишимся. Именно на это и нужно посмотреть: что вы боитесь потерять, чего вы боитесь лишиться? И, как в приведённом выше примере, осознать иллюзорность этой потери, тем самым превратив её в освобождение.

И здесь вы можете столкнуться с ещё одной проблемой: с нежеланием терять достигнутое. Ведь вы потратили так много времени и энергии, чтобы создать это убеждение; годами вы везде искали подтверждения и доказательства — и, конечно, находили их, потому что мир всегда отзывается на наши убеждения, и человек всегда найдёт подтверждения и доказательства тому, в чём он уверен; годами вы жили этими убеждениями и привыкли считать их неотъемлемой частью себя, своими принципами, своим характером и чуть ли не своей сутью. И теперь вам может показаться, что отказаться от этих убеждений — это всё равно, что отказаться от самого себя, утратить себя. Но это тоже иллюзия.

Поймите: вы ничего не можете лишиться, ничего не можете утратить. То, что с вами произошло, является вашим опытом, и он ваш навсегда. Ваши убеждения, которыми вы жили, сыграли свою роль; в какой-то степени они и сделали вас тем/той, кто вы есть. Но полагать, что теперь вам нужно всегда их придерживаться — так же нелепо, как считать, что ребёнок должен всегда носить одни и те же штаны, даже если он из них давно вырос; полагать, что, если вы откажетесь от своих убеждений, то всё было неправильно и всё было зря — так же глупо, как думать, что жизнь не имеет ценности потому, что вы когда-то умрёте. Жизнь — это процесс, не имеющий какой-то конечной цели, и его смысл и суть в непрерывном движении, в бесконечных изменениях; убеждения, в некотором смысле, придают форму нашему мышлению и делают его упорядоченным и последовательным, но главная их ценность и смысл в том, что мы можем их изменять. Нет никакого смысла хранить и беречь их лишь потому, что мы их создали и хранили и берегли так долго — они отслужили своё, а ваш опыт всё равно остаётся с вами; пройденный вами путь остаётся вашим путём, более того — только с отказом от уже ненужных убеждений он обретает истинный смысл, а иначе это был бы не путь, а тупик, и всё действительно было бы зря.

И напоследок: как быть с теми убеждениями, которые соответствуют объективной реальности?

Да очень просто — понять, что то, что они соответствуют объективной реальности — это просто ваше убеждение. Может быть, пора от него отказаться?

Мне нравится

Есть, что сказать? Оставьте комментарий

Спасибо! Ваш комментарий сохранён. Для того, чтобы опубликовать его, пожалуйста, авторизуйтесь через одну из соцсетей: